Идентификация останков членов царской семьи. Историческая справка

Идентификация останков членов царской семьи. Историческая справка

Идентификация останков членов царской семьи. Историческая справка

17 июля 1918 года в Ипатьевском доме Екатеринбурга были расстреляны Император Николай II и его семья. Первое следствие по делу о цареубийстве вел в 1919 году следователь по особо важным делам при Омском окружном суде Николай Соколов, которому удалось обнаружить лишь фалангу пальца, небольшие фрагменты человеческих останков, несколько пуль и шкатулку с драгоценностями. Материалы следствия были изданы за границей в 1925 году, но после Второй мировой войны весь архив Соколова оказался в секретных архивах Москвы, причем часть материалов из него исчезла.

В семидесятых годах прошлого века расследованием места захоронения останков Царской семьи заинтересовался консультант министра внутренних дел СССР, известный киносценарист Гелий Рябов. Благодаря своим высоким связям, Рябов имел возможность получить доступ к спецхранам, содержавшим материалы по "царскому делу". В 1976 году Рябов познакомился с екатеринбургским геологом Александром Авдониным, который также интересовался этим вопросом.

Место поисков было уставлено на основе документа 1934 года, написанного со слов Якова Юровского, который руководил расстрелом царской семьи ("Записки Юровского"). Согласно документу, девять членов царской семьи были облиты серной кислотой и зарыты у дороги в Поросенковом Логу, останки Алексея и одной из княжон сожжены и закопаны неподалеку.

С 1976 по 1979 годы группой Авдонина и Рябова, работавшей по собственной инициативе, независимо от государственных и общественных органов, были обследованы урочище Четырех Братьев, Ганина Яма, дорога от Екатеринбурга до деревни Коптяки. Используя старые карты, данные из книг, архивные материалы и воспоминания современников, группа Авдонина-1Рябова летом 1979 года в районе бывшей будки переезда 184 км Горнозаводской линии железной дороги в Поросенковом Логу обнаружила захоронение 9-ти человек, которое, как было установлено, является захоронением всех лиц, расстрелянных в Ипатьевском доме 17 июля 1918 года, исключая царевича Алексея Николаевича и Великую княжну Марию Николаевну.

С 11 по 13 июля 1991 года (по заявлению Авдонина о том, что ему известно место захоронения царской семьи) прокуратурой Свердловской области были проведены раскопки на этом месте. Для исследований причин гибели и установления личности погибших были проведены работы по идентификации, которые подтвердили принадлежность останков семье императора Николая II и лицам из его окружения.

Из могильника было извлечено 700 костей или фрагментов костей, из которых было восстановлено лишь девять скелетов, что соответствовало указаниям из "Записок Юровского". В августе 1991 года кости были переданы на хранение в городское бюро судебно-медицинской экспертизы Екатеринбурга. В октябре 1991 года по распоряжению прибывшего в Екатеринбург эксперта-антрополога Сергея Абрамова было произведено второе вскрытие могильника и было найдено еще около 250 новых фрагментов костей.

Многочисленные эксперты подтвердили, что найденные тогда останки с большой долей вероятности являются останками царской семьи. Останки царевича Алексея и княжны Марии тогда найдены не были. Насчет этого даже существовала легенда, что двое царских детей остались живы. Останки остальных членов царской семьи, найденные под Екатеринбургом, были торжественно захоронены в Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге в июле 1998 года. Однако дискуссия об их подлинности продолжается до сих пор. Поиск останков царевича и великой княжны продолжался, и не один раз археологи совершали ошибки. Так, например, в 2002 году на месте расстрела были обнаружены останки взрослого человека и ребенка. Тогда также было сделано предположение, что это останки Алексея и Марии.

В июле-августе 2007 года группа уральских историков и поисковиков проводила раскопки в районе Старой Коптяковской дороги близ Екатеринбурга в 70 метрах от захоронения останков девяти человек из семьи императора Николая II и лиц из его окружения (захоронение вскрыто в 1991 году). Уральские археологи во время раскопок обнаружили останки двух человек со следами многочисленных травм. В ходе дальнейших раскопок были найдены крупные костные останки, множество мелких фрагментов, зубы, осколки керамического сосуда для хранения серной кислоты, гвозди, части металлической оплетки деревянного ящика, а также пули разных калибров.

Были проведены антропологическая и стоматологическая экспертизы найденных останков. Их результаты позволили установить пол, возраст и расовую принадлежность покойных. Удалось практически однозначно определить, что принадлежат они двум людям в возрасте приблизительно 12 и 19 лет - именно в таком возрасте погибли от рук большевиков в 1918 году царевич Алексей и княжна Мария Романовы.

По словам начальника бюро судебно-медицинской экспертизы Свердловской области, главного криминалиста и судебно-медицинского эксперта УрФО Николая Неволина, "останки исследовались в лучших лабораториях страны, где современные технологии позволяют любой, даже самый малый осколочек костей по микроэлементному составу отнести к тому или иному скелету".

21 августа 2007 года Генеральной прокуратурой Российской Федерации было принято решение о возобновлении следствия по уголовному делу, возбужденному по факту обнаружения останков царской семьи в 1991 году.

В связи с этим Генеральной прокуратурой Российской Федерации было принято решение о проведении проверки обстоятельств обнаружения указанных останков.

Как сказал официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре /СКП/ РФ Владимир Маркин, "по уголовному делу проводится историческая экспертиза, которую возглавляет директор Государственного архива РФ, доктор исторических наук Сергей Мироненко. В число экспертов входят ведущие историки и архивисты. Материалы экспертизы подтверждают версию об обнаружении останков царской семьи". Он сообщил также, что в ходе идентификационных исследований проводились генетические экспертизы, в том числе с участием специалистов Массачусетского университета США, военной лаборатории Минобороны США, а также института судебной медицины Инсбрука (Австрия).

"Всеми исследователями получены ДНК мужского и женского генетического пола. Проведено исследование митохондриальной и ядерной ДНК. Результаты экспертизы оцениваются следствием и будут обнародованы во второй половине июля этого года [2008]", - сказал Владимир Маркин.

19 августа 1993 года было открыто уголовное дело об убийстве царской семьи 17 июля 1918 года.

23 октября 1993 года распоряжением Правительства РФ была создана Комиссия по изучению вопросов, связанных с исследованием и перезахоронением останков российского императора Николая II и членов его семьи.

Генетические экспертизы были проведены в 1993 году в Олдермастонском центре криминалистических исследований (Англия), в 1995 году - в Военно-медицинском институте Минобороны США, в ноябре 1997 года - в Республиканском центре судебно-медицинской экспертизы Минздрава России.

Исследования проводили генетики - специалисты в новой, но уже хорошо зарекомендовавшей себя области: геномной дактилоскопии, основанной на анализе особых примет генетической конституции конкретного человека. Через год кропотливой работы в распоряжении ученых оказалось несколько пригодных для исследования молекул ДНК.

Для выявления генетического родства "екатеринбургских останков" с домом Романовых была использована кровь принца Филиппа, герцога Эдинбургского, который является внуком родной сестры убиенной императрицы Александры Федоровны. Результаты сравнительного генетического анализа показали: последовательность митохондриальных генов принца Филиппа один в один совпала с генотипом ДНК 4 из 9 скелетов, что утвердило исследователей в мысли: перед ними прах императрицы и троих ее детей (останки двух других - предположительно Алексея и Марии - так и не были найдены).

Чтобы индентифицировать прах императора, были использованы образцы крови его правнучатой племянницы Ксении Шереметьевой-Сфирис. Результаты исследований показали, что одна из букв генетического кода Николая II не совпала с кодом Ксении Шереметьевой.

Разрешить возникший спор могла лишь эксгумация останков великого князя Георгия Романова, родного брата Николая II, умершего в 19 лет от чахотки и похороненного в царской усыпальнице Петропавловского собора. В результате исследований, которые проводились в лаборатории генетической идентификации армии США, был обнаружен совершенно идентичный сбой генетического кода. Вывод ученых: один из найденных под Екатеринбургом скелетов - прах расстрелянного русского императора Николая II. В августе 1995 года об этом было объявлено на пресс-конференции в Нью-Йорке.

Помимо императора, царицы Александры Федоровны, их дочерей Ольги, Татьяны и Анастасии (что удалось выяснить позже специалистам по компьютерному совмещению найденных черепов с прижизненными фотографиями царевен) среди екатеринбургских останков оказался также прах расстрелянных вместе с Романовыми слуг: доктора Боткина, горничной Демидовой, повара Харитонова и камердинера Труппа. Не найдены были только останки царевича Алексея и царевны Марии. По версии следствия, они были сожжены и уничтожены после расстрела.

30 января 1998 года правительственная комиссия завершила работу и сделала вывод: "Останки, обнаруженные в Екатеринбурге, являются останками Николая II, членов его семьи и приближенных людей".

В 2004 году группа ученых из Стэнфордского университета в Калифорнии, Российской академии наук в Москве, Восточно-Мичиганского университета и Лос-Аламосской национальной лаборатории в Нью-Мексико вновь вернулась к этой проблеме и сообщила о своих результатах в журнале Annals of Human Biology. Они обнаружили серьезные недостатки в ДНК-исследовании, нарушение судебных процедур и несоответствие фактическим обстоятельствам.

Международный коллектив ученых высказал сомнения по поводу идентификации "екатеринбургских останков" как царской семьи. Используя новейшие молекулярно-биологические технологии и рассмотрев все имеющиеся доказательства, группа ученых из США и России указала на сомнительность ранее проведенной идентификации останков, тем самым утверждая, что вопрос о местонахождении останков царской семьи остается открытым.

В 2005 году, в связи с "вновь выявленными обстоятельствами", "Российская зарубежная экспертная комиссия по расследованию судьбы останков членов Российского Императорского Дома, убитых большевиками в Екатеринбурге 17 июля 1918 года" призвала к проведению слушаний в Госдуме по проблеме идентификации останков семьи Николая II (зарубежная экспертная комиссия была создана русскими эмигрантами первой волны и их потомками в 1989 году). В 1995 году члены зарубежной комиссии Петр Колтыпин-Валловский, Евгений Магеровский и князь Алексей Щербатов по приглашению российского правительства участвовали в пленарном заседании Государственной комиссии по идентификации и захоронению царских останков. Поводом для призыва послужил проведенный американскими и российскими учеными в Станфордском университете и Национальной лаборатории в Лос-Аламосе анализ биологического образца, который был получен из привезенных из Иерусалима мощей святой Елизаветы - сестры царицы Александры Федоровны.

"Анализ ошибок ДНК исследования 1994 года, значительные нарушения судебно-медицинских процедур, несоответствия обстоятельствам дела и, наконец, несовпадение ДНК предполагаемых сестер свидетельствует против утверждения, что "екатеринбургские останки" принадлежат членам семьи Романовых", - заявил один из руководителей комиссии Петр Колтыпин-Валловский.

Позиция русской православной церкви по идентификации останков царской семьи

Русская православная церковь довольно критично относится к возможности того, что под Екатеринбургом действительно оказались останки царской фамилии Романовых.

Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (он был одним из членом Комиссии) сделал специальный доклад, в котором предостерегал от поспешного захоронения.

Видный иерарх Русской православной церкви, председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Кирилл об идентификации останков царской семьи высказался следующим образом: "Я отстаиваю в меру своих сил точку зрения Православной церкви и считаю позицию государственных властей ошибочной".

Святейший Патриарх отказался приехать на торжественное захоронение останков в Петербурге 18 июля 1998 года. Усомнившись в царском происхождении найденного под Екатеринбургом праха, состоявшийся накануне похорон Священный Синод посчитал участие в них патриарха невозможным.

Отношение зарубежной православной церкви к идентификации

Русская Православная Церковь за рубежом сочла имевшиеся доказательства слишком слабыми и противоречивыми, чтобы на их основании сделать окончательное заключение, и поэтому не приняла версию о принадлежности этих останков семье Романовых.

Правительственная комиссия обращалась к главе зарубежной православной церкви архиепископу Виталию, который официально подтвердил, что святые мощи царских мучеников, уже канонизированных зарубежной церковью, находятся в православном храме-памятнике в Брюсселе. Представители РЗПЦ утверждали, что мощи замурованы в стену, и российской правительственной комиссии выданы не будут.

Речь идет о костях, которые были найдены следователем по особо важным делам Омского окружного суда Николаем Соколовым, которому в 1919 году было поручено адмиралом Колчаком расследование дела об убийстве царской семьи. Найденные кости были переправлены Соколовым в Бельгию и канонизированы Русской Зарубежной Православной Церковью как останки великомучеников Николая II и его семьи. Но поскольку экспертиза не проводилась, говорить о том, что это за кости, не представляется возможным.


Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

Игры ⚽ Нужно решить контрольную?

Полезное



Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»